Развивающие игры для детей-инвалидов
Игра является одним из самых доступных видов деятельности как для здоровых детей, так и для детей с особенностями развития. В процессе игры формируется личность ребёнка, устанавливаются психические аспекты, отвечающие за дальнейшую успешность в учебной и трудовой сферах, а также за взаимоотношения с другими людьми. Игра выступает не только как досуг детей-инвалидов, но и как средство подготовки к школьному обучению, которое особенно необходимо для детей, имеющих отклонения в развитии нервно-психической сферы.

Использование игр при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствует изменению мотивов поведения, открытию новых источников для познавательного развития, улучшению самооценки, развитию воображения и налаживанию дружеских отношений в детском коллективе. В процессе игры происходит эмоционально-волевое развитие, появляется потребность усваивать нормы поведения в обществе, при групповых играх развиваются терпимость, а также навык понимания поведения других и ориентации в собственных поступках.

Основные критерии при выборе игр для детей с ОВЗ:

  • Соответствие игры типу и выраженности имеющихся нарушений у ребёнка;
  • Соответствие игры возрастной категории ребёнка;
  • Наличие игрового материала с возрастающим уровнем сложности;
  • Взаимодействие содержания игры с системой знаний ребёнка;
  • Соответствие игры коррекционным целям;
  • Чередование видов деятельности - например, смена настольных игр подвижными;
  • Соответствие игрушек требованиям гигиены и безопасности.

Какие игры существуют для детей-инвалидов?

Развивающие игры созданы для получения знаний и оттачивания новых навыков в игровой форме, также они способствуют развитию мотивации к познавательной деятельности. Дидактические игры предназначены не только для расширения кругозора, но и для тренировки речи, умственных способностей, внимания, памяти, восприятия, воображения и мелкой моторики. Развивающие игры могут проводиться как при использовании вспомогательного оборудования (игрушек, методического материала, наглядных пособий), так и без него.

Настольные игры для детей-инвалидов должны быть адаптированы в соответствии с имеющимися нарушениями у ребёнка. Так, например, игры для слабовидящих и незрячих детей, как правило, имеют тактильно-рельефные обозначения, а некоторые из них - звуковое сопровождение. Настольные игры помогают в формировании усидчивости, они подходят для коррекционных занятий с гиперактивными детьми. Помимо этого, настолки станут прекрасным вариантом весело и интересно провести время. В список наиболее популярных настольных игр для детей-инвалидов входят: судоку, тактильные шашки и шахматы, тактильное домино, тактильные крестики-нолики, игры в карты со шрифтом Брайля, монополия и другие.

Подвижные игры для детей с ОВЗ благоприятно влияют на все системы организма: активизируют кровообращение и работу внутренних органов, улучшают способность восприятия всех органов чувств и приносят массу положительных эмоций ребёнку. Для детей с особенностями развития важным фактором является то, какие двигательные действия включены в игру, их интенсивность, а также реакция организма на полученную нагрузку. При выборе подвижных игр для детей-инвалидов необходимо учитывать тип и серьёзность имеющихся нарушений, двигательные возможности конкретного ребёнка и его реакцию на физическую активность. Подвижные игры должны иметь дидактическую направленность, чтобы ребёнок радовался движению, одновременно выполняя поставленную задачу без вреда для здоровья.

Музыкальные игры предназначены для совершенствования слухового восприятия и развития музыкальных навыков ребёнка. Музыкальные игрушки позволяют играть любимые песни, придумывать собственные мелодии и знакомиться с нотным звучанием. Данный вид игр зачастую используется при проведении музыкальной терапии, которая обеспечивает расслабление, концентрацию внимания и помогает выплеснуть эмоции. Музотерапия помогает поддерживать физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное здоровье детей, также она эффективна для занятий с людьми, имеющими неврологические и психиатрические расстройства

Комментировать

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии